Календарь мероприятий
«« апрель »»
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
«« 2024 »»

Пресса


22 октября 2012
Анатолий Антонов: «Нельзя современную культуру строить на отрицании прошлого»

Накануне открытия 68-го концертного сезона областной филармонии мы встретились с ее арт-директором, художественным руководителем, дирижером, заслуженным деятелем искусств России Анатолием Антоновым. Он отработал на этой ниве более 50 лет, а оркестр, который он основал, признан культурным достоянием области.
- Анатолий Иванович, что входит в обязанности арт-директора?
- Отвечаю за творческое состояние всех коллективов. За разработку новых программ, обеспечение их выпуска, часть переговоров с творческими коллективами, приезжающими к нам с концертами. За проведение фестивалей и конкурсов.
Мои семейные традиции не совсем музыкальные, но также связаны с духовным миром. По одной линии я из династии священнослужителей, вышедших из Вязниковского района в XVIII веке. Антонов я по отцу, а по матери - Скипетров. У нас в роду есть даже причисленный к лику святых. Это брат моего прадеда Петр Иванович Скипетров. Его застрелили в 1918 году. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге, там могила, памятник. Бабушка училась в Варшаве, в лицее для благородных девиц. Играла на рояле. Дед окончил Петербургский университет, но после революции работал конюхом.
Другая моя линия идет из Пензы. Мой отец Иван Степанович   кадровый офицер, в 1939 году окончил военное училище. В начале войны попал на фронт. Получил под Вязьмой тяжелое ранение, его демобилизовали. В 1944 году отец упросил командование пойти на фронт во второй раз. В апреле 1945 года в Берлине погиб. Похоронен в Трептов-парке.
Мама всю жизнь дрожала, чтобы меня сохранить. Дочь расстрелянного священника, она боялась преследований. Многое пережила. Представляете, каково попасть из Питера в Меленки, а потом в Ставрово. К тому же она рано, в 16 лет, осталась сиротой. Окончила Покровское педучилище и вышла замуж за моего отца.
Детство мое прошло в Черкасской области, в усадьбе Давыдовых. Все здесь дышало историей. Лев Давыдов был женат на сестре Петра Ильича Чайковского. Здесь когда-то базировалось Южное общество декабристов. Здесь находилась знаменитая Пушкинская скала.
Научившись читать, я увидел объявление о приеме в музыкальную школу. Один, тайно, пошел на прослушивание. Мне предложили скрипку, но я хотел играть только на баяне. Увидел однажды на свадьбе баяниста и был поражен его игрой, слушал, раскрыв рот. Потом пришел домой и сказал матери, что поступил в музыкальную школу. Она всплеснула руками: нужно же покупать инструмент! Полтора года копили на баян.
В восьмом классе на смену учителю математики, который считал меня светлой головой, пришла Зоя Федоровна, влепила «двойку» за подсказки. Это задело. Я, взяв свой отличный аттестат за 7 классов, окончательно решил связать свою жизнь с музыкой, хотя всегда мечтал стать моряком. Поехал поступать в музыкальное училище во Владимир. После его окончания женился, а потом пошел в армию, где играл в музыкальном ансамбле. Закончил академию Гнесиных. Стал дирижером оркестра. Видимо, так было судьбой определено.
- Ваш оркестр знают не только в России, но и за рубежом. Как все начиналось?
- Был и кризис, я оставлял инструмент, несколько лет работал в управлении культуры, обкоме партии, директором театра кукол. Потом вдруг застонала душа   захотел вернуться к занятиям музыкой! Погибал без нее! Меня назначили художественным руководителем, а потом - директором филармонии. В 1985 году создал оркестр народных инструментов, ныне - Владимирский русский оркестр, ведь мы проповедуем русскую национальную музыку. С оркестром поездили. Были в Европе, Америке, Африке, Азии. Раньше поездки были в основном за счет государства. Сейчас ездить можно хоть каждый месяц, но только если у тебя есть хорошая денежная подушка безопасности.
В Польше был последний концерт, засобирались домой. Я радостно выхожу на сцену и объявляю: «Коробейники»!». Выходим за кулисы, а музыканты говорят: «Иваныч, ну ты даешь! «Коробейников» играть заставил, а мы даже нот не брали». «Как же сыграли-то?»   спрашиваю. «Со страху!»
В другой раз нас пригласили в Польшу на 200-летие Пушкина и Мицкевича. Поехали в январе, стужа. Прибыли в королевский дворец. Великолепие. Публика потрясающе одета. Лучше, чем мы на сцене. Нас предупредили, что сразу после того, как отработаем, надо поклониться и уйти со сцены. Мол, в Польше на «бис» не выходят, публика сдержанная. Мы отработали, ушли, сняли платья и костюмы. И вдруг организатор кричит: «Анатолий Иванович! Быстро на сцену! Публика не уходит! Что хочешь делай, иначе меня убьют!». Пришлось быстро одеваться и выходить.
Но с полной откровенностью скажу, что лучше, чем в маленьких городах и селах России, нас никто не принимает. Очень хорошо встречали в Сибири, Томске. Хлебосольно. По зарубежью я бы сказал так: в Польше, Венгрии любят нашу музыку, в Италии тепло принимают, но разгильдяйство там какое-то. Собираемся, начало концерта объявлено на 6 часов. Заходим   никого. Нам объясняют: не переживайте, 6 часов - это начало сбора публики. Будем ждать. Ждали 40 минут. К семи - полный зал. В Германии наш коллектив доброжелательно принимали. Суше всего - в Австрии. А ведь это центр музыкальной культуры! Может, нас воспринимают как экзотику? Или такие национальные нормы поведения?
Во Владимире у нас проходит треть всех концертов, остальные в районах области. Много работаем по общеобразовательным программам: и сказки показываем, и музыкальные композиции. Все коллективы участвуют в выступлениях абонементов. Наш Русский оркестр, «Родные напевы», ансамбль «Русь», камерный струнный оркестр под управлением Александра Сонина. Все отдаются делу. Филармонии повезло, что среди сотрудников нет рвачей. Хотя зарплаты небольшие, все понимают, что нужно работать.
- Недавно объявили, что на повышение зарплаты работникам культуры президент решил выделить 4,5 млрд рублей?
- Обещают на 30 процентов сразу поднять зарплаты, но как это будет, не знаю. Пришло время. Терпеть больше нельзя. Инфляция растет, коммунальные расходы увеличиваются.
- Как вы оцениваете изменения, произошедшие в культуре за последние 20 лет? Со знаком «плюс» или «минус»?
- Нельзя говорить, что один минус. За 20 лет возникло много новых театров, творческих музыкальных коллективов, галерей и книгоиздательских домов. Но становление капиталистического мира, что происходит сейчас с нами, связано с распределением денег. В 90-е годы это было связано еще и с криминалом. Процесс распределения происходит до сих пор. Может быть, меценатство начнет развиваться лет через 20-30, когда в государстве появится стабильность, когда законы нормально начнут работать.
- О чем переживаете?
- Элементы демократии, свободы породили вседозволенность. Цензуру практически отменили, а какие-то запреты надо было оставить. Трех девиц сегодня судят, создают им рекламу на весь мир. Ну, нахулиганили они в соборе, осудите их на два года, пусть наказание отбывают. Или отпустите, назначьте исправительные работы. Нет, продолжается муссирование. Кресты срубили после этого   ужасный вандализм!
У нас на телевидении или радио классическую музыку не услышишь. Недавно на канале «Культура» объявляют: «Фрагмент второй части пятой симфонии Бетховена». Что это такое? У вас нет времени? Хотя бы одну часть дайте послушать! Или сразу же после сообщения о смерти известного режиссера или музыканта, соболезнований - идет реклама водки или прокладок. Так нельзя! Дайте хотя бы пять-десять секунд молчания в память о человеке.
- Что приносит вам удовлетворение и радость?
- Семья, публика и сцена. Артист проживает две жизни   реальную и сценическую. Он без сцены звереет. Это выплеск. Самовыражение. Артисты - ненормальные люди. А может, наоборот, только они и нормальные. В семье у меня все хорошо   жена Бэла, дочь и сын, трое внуков.
- Каковы ваши творческие планы?
- Есть у меня в планах две программы. Одна   реальная, посвященная 70-летию Дня Победы. Вторая   пока виртуальная, связана с итогами творческой деятельности. В 2013 году у нас состоится Всероссийский конкурс русского романса, я уже думаю, как лучше его организовать. С удовольствием готовимся к предстоящим концертам. В ноябре состоится концерт памяти Муслима Магомаева, в котором примут участие сразу три известных тенора. А весной Русский оркестр сыграет с «Воронежскими девчатами». «Родные напевы» готовят новую программу, связанную с русской и советской песней.
- В свободное время чем занимаетесь?
- Музыкой или чтением. А летом мы с женой строим дом в деревне. У нас уже и яблоки родятся, и малина. Хотя никак забор не поставлю…
- О чем мечтаете?
- Хочу изменить мир, чтобы всем было хорошо в нем жить! Мечтаю, чтобы в ближайшие год-два отремонтировали наше здание, сцену, центральный вход. К сожалению, мы недавно потеряли Михаила Николаевича Фирсова, руководителя ансамбля «Русь». Хотелось бы, чтобы сохранились все коллективы филармонии, чтобы все были живы-здоровы, а молодые создавали семьи. Чтобы у нас все было спокойно, но не пропадала бы энергия. Чтобы область и город Владимир превратились в центр культуры. Чтобы была набережная реки Клязьмы. Чтобы во Владимире был хотя бы один хороший парк с современными аттракционами, куда можно было бы прийти с детьми и внуками. Чтобы расширили дороги и не было бы пробок. Хотел бы, чтобы восстановили церковь под Вязниками в селе Станки, где начинался род Скипетровых. Чтобы на острове Успенье, родине моих прапрадедов, восстановили собор. Меня потрясла книга «Русь Соборная» одного из архиереев. Он утверждает, что Русь всегда жила соборностью. Раньше я этого не понимал, сейчас понял - мы должны быть все вместе! Нельзя современную культуру строить на отрицании прошлого. Нужно и новое творить, но от каждого века в истории все остается. От XII века остались белокаменные соборы, и от нашего века что-то останется. Самое достойное.


Досье
Творческая деятельность художественного руководителя Владимирской областной филармонии Анатолия Антонова неразрывно связана с Владимиром: он преподавал во Владимирской музыкальной школе, Владимирском музыкальном училище, 6 лет был заместителем начальника управления культуры, пять лет возглавлял областной театр кукол, а с 1987 года работает во Владимирской областной филармонии. Помимо этого Анатолий Антонов - создатель и художественный руководитель оркестра русских народных инструментов.
Анатолий Иванович - заслуженный деятель искусств РФ, лауреат областной премии в области искусства, председатель Владимирского музыкального общества. Он является членом жюри различных музыкальных фестивалей и конкурсов, инициатором проведения региональных и всероссийских конкурсов, возглавляет Владимирское отделение международного благотворительного фонда «Новые имена». Награжден серебряной медалью Фонда им. П.И.Чайковского, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Знаком отличия «За заслуги перед г. Владимиром», орденом Дружбы.


Автор: Ирина ИГНАТОВА, "Владимирские ведомости"



« назад

Фотогалерея