Елена Яковлева и Вячеслав Разбегаев сыграли в soundramе.
Антреприза антрепризе рознь. Испортить классический сюжет современными находками? Это мы уже не раз наблюдали, когда шли, что называется, «на звезду». Нередко самым привлекательным в подобных постановках оставались лишь имена известных актеров на афише. Другое дело - за счет оригинальных современных находок поднять на более высокий уровень сюжет типичный, я бы даже сказала, мыльно-оперный. Например, за счет музыки.
Именно по второй схеме действовал молодой режиссер Владимир Панков. Спектакль «Территория любви», рассказывающий о трех самых главных мужчинах в жизни женщины, стал в какой-то степени открытием. Он поставлен в жанре «звуковой драмы». И главная роль в нем отведена по факту - народной артистке Елене Яковлевой, а если читать между строк, то - музыке. Кстати, главная героиня в самом финале уходит на второй план, пропуская вперед кларнетиста с его пронзительной мелодией.
Спектакль поставлен по пьесе Майкла Кристофера «Дама ждет, кларнет играет». Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия она была популярна в Нью-Йорке. Кажется, «американского налета» сегодня почти не осталось. Если не брать в расчет имена главных героев - Пол, Джек и Джордж, а также их длинные черные пальто и широкополые шляпы. Героиня Елены Яковлевой уж точно переживает отношения с этими мужчинами очень по-женски, очень по-русски, как говорят почитатели ее таланта - «ей веришь». Народная артистка предстает в трех ипостасях: девочки-подростка, которой не терпится получить первый сексуальный опыт, любовницы, что не имеет шансов, поскольку мужчина никогда не решится на развод, и, наконец, жены.
Итак, начальная история молодой взбалмошной девчонки, которая ждет принца, но прыгает в постель с первым попавшимся парнем, причем откровенно предлагая ему себя, еще может ассоциироваться с континентом, где главной гордостью служит статуя Свободы. Но вот потом прекрасная половина зрительного зала начинает вторить главной героине, вместе с ней смеяться над теми колкостями, которые она отпускает в адрес мужчин. И ей, любовнице, которой очень явно указывают на свое место, ничего не остается, как исподтишка высмеивать трусость мужчины - самовлюбленного Джека (Вячеслав Разбегаев), когда он рядом, и лить слезы, когда за ним закрывается дверь. Этот блестящий дуэт особенно запомнился зрителю благодаря царившему эмоциональному накалу. Но кульминацией эту сцену вряд ли можно считать. По логике вещей, пик психологических переживаний приходится все же на другой период в жизни женщины.
...И вот героиня Елены Яковлевой выходит замуж. Джордж - очень заботливый супруг, предпочитающий все делать по хозяйству сам. Но эта тихая семейная жизнь без взлетов и падений героине быстро наскучивает. Она ревнует его к поварихе из супермаркета, с которой он делится рецептами. Ревнует не потому, что действительно подозревает в измене, но чтобы «встряхнуть» их сложившийся устой. Она хочет бить посуду, ругаться, чтобы примирения были пылкими и страстными. А после решает стать хозяйкой в доме, желая быть ближе к мужу. Но тем самым связывает ему руки. Устами Джорджа автор пьесы доносит до нас довольно спорную мысль: «Идеальный брак - это когда идеалы супругов не совпадают, а не мешают друг другу».
Особая роль в постановке отведена кларнетисту. Звуковые эффекты тут очень сильны. И если режиссер может контролировать действо лишь внешне, то музыка делает это изнутри. Характер и настроение мизансцен передает именно музыкант. Нота, взятая им, иногда нарочно фальшивая, очень четко передает внутренний настрой. Порой героиня кричит: «Замолчи!». Монологи-исповеди актеры произносят в стоящий на сцене микрофон, очень громко и отчетливо. И эти их «соло» повисают в воздухе...
Спектакль получился оригинальным, где-то слишком смелым, на грани фола, где-то наглым, местами трогательным, с приличной «степенью опьянения» главной героини. Он вызвал противоречивые чувства после просмотра. Но за подобными экспериментами - выкриками своих душевных переживаний в микрофон - будущее. И вот ведь интересная деталь: в Америке популярность к пьесе пришла еще в 80-е годы, а у нас многие и сегодня не до конца соглашаются с возможностью произнесения со сцены некоторых реплик, по крайней мере, в провинции.
И еще, это спектакль-вопрос. Он не дает единой модели того, как нужно себя вести. Нет и ясного понимания того, как не нужно. Есть лишь финальная мелодия саксофона. А значит, «в музыке только гармония есть»...
Автор: Юлия ЗАРИПОВА, "Владимирские ведомости" 16.12.2011.
« назад