Календарь мероприятий
«« июнь »»
пн вт ср чт пт сб вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
«« 2018 »»

Пресса


11 апреля 2018
Дирижер Александр Сонин: «Самая сложная – музыка Баха и Моцарта»
В этом году руководитель Камерного струнного оркестра Владимирской областной филармонии Александр Сонин отмечает сразу два юбилея: и свое 60-летие, и 40 лет творческой деятельности. Сонин на сцене отличается от Сонина в обычной жизни. В этом я убедилась, принимая вместе с ним участие в общественном Совете по культуре. Он принципиален и способен жестко отстаивать интересы коллег. Однако это не мешает его сценическому дирижерскому образу – тут он импозантен и даже романтичен. Кстати, беседу с ним пришлось записывать, расположившись на футляре от гуслей - репетиционный зал струнный оркестр делит с коллективом народников и места не хватает.
- Как начинался ваш профессиональный роман с музыкой?
- После окончания музыкального училища в Тульской области с первой попытки я поступил в Саратовскую консерваторию. Был одним из лучших студентов и после сданных на «отлично» выпускных экзаменов получил рекомендацию в аспирантуру. Но поступать не стал. Я был уже женат. Надо было куда-то ехать работать, да к тому же сдавать философский минимум. А с ним у меня было не все в порядке.
С будущей женой Викторией мы дружили с 15 лет. Вместе учились - сначала в музыкальном училище, а потом и в консерватории. После первого курса консерватории и поженились. Зашли в ЗАГС города Новомосковска и расписались. Эксмпромтом, прямо в верхней одежде. А свадьба была через полгода. Без фаты и дорогих лимузинов. Пригласили родителей и друзей-студентов. Вика была в вечернем платье, а я - в модном пиджачке, который прикупил в фирменном магазине «Будапешт» в Москве.
Виктория – концертмейстер и первая скрипка нашего оркестра. Мне с ней хорошо. У нас общие интересы, одни и те же проблемы. Только я руководитель. Иногда получаю и сопротивление. Случаются мелкие творческие стычки-споры. Но все это рабочие моменты. А по поводу музыки разночтений в оркестре не может быть. Иначе все просто развалится!
Наш сын окончил с отличием музыкальную школу по классу фортепиано. Собирался в музыкальное училище, но мы отговорили – очень уж невелики были в то время зарплаты музыкантов. Поэтому сын стал финансистом. Однако тяга к музыке у него осталась. Он научился играть на бас-гитаре, организовал во Владимире группу и до сих пор в свободное время гастролирует по городам России.
Внуку – 2,5 года. И он тоже уже тренькает на всем, что под руку попадется. И мелодию намурлыкать может.
- Вы служили в армии?
- А как же! Сначала в ракетных войсках в Тейкове три месяца. Потом командир увидел мой консерваторский диплом и пригласил к себе домой - прослушать своего сына. Хороший у него парень оказался, способный. Сочинял музыку в стиле Листа. Потом командир направил меня в Тейковский дом офицеров. Позже пришло приглашение из Владимира - в ансамбль «Гвардия» при штабе ракетных войск. Был такой небольшой коллектив по типу Александровского: хор, оркестр, танцоры. Мы ездили с выступлениями по воинским частям.
- Вы почти 40 лет преподаете в детской музыкальной школе. Какова роль преподавателя в судьбе ребенка, возможно - будущего большого музыканта?
- Роль педагога очень важна. Потому что происходит контакт, общение один на один. То есть незаметно передаются предпочтения, знания преподавателя. И особенности человеческого общения. Все это важно. Дети с удовольствием принимают преподавателя, который относится к своей работе профессионально, честно, пусть даже он и строгий.
- Как подбираете репертуар для оркестра?
- Музыки для струнных оркестров не так уж много написано. Расцвет таких оркестров – эпоха романтизма XVII-XVIII веков, а потом уже XX век. Если взять знаменитые коллективы Спивакова или Башмета, то в принципе все они играют одно и то же. А формируется репертуар из того, что знаем и к чему душа лежит. И сами добываем редкое и новое. Вот только проблемы с нотным материалом. В интернете есть лишь самое популярное…
- Ваши музыкальные симпатии и предпочтения?
- В академическом варианте любимый – Сергей Рахманинов. А еще я с большим уважением отношусь к джазу.
- Что самое сложное для исполнения?
- Это, как ни странно, музыка Баха и Моцарта. Передать стиль, вкус, точность, чистоту, интонации. Много всяких составляющих. Написали эту музыку гении. А ты повтори за ними попробуй! Удовлетворение всегда бывает от того, что сыграно достойно и что публика хорошо приняла.
- Какова наша владимирская публика? Изменилась ли она за 30 лет?
- Аудитория, которая ходит на академические концерты, к сожалению, одна и та же. Расширяется она за счет того, что родители приучают слушать музыку своих детишек. И потом уже приходит другое поколение, те самые повзрослевшие дети. Но у нас, во-первых, вообще низкая популяризация классической музыки. Во-вторых, это требует труда, эрудиции, интереса к искусству вообще. Живопись, литература, театр быстрее и легче воспринимаются. Классическая музыка – это самое глубокое восприятие для человека, требующее определенного состояния, желания проникнуться этим. Это душевная работа.
- Как вы относитесь к экспериментам, когда классику предлагают слушать младенцам?
- Это оправдывается. Еще не родившиеся детишки через вибрацию или через эмоциональное состояние мамы воспринимают музыку. После рождения у них нет отторжения классики, для них она становится естественной. Мне еще моя мама рассказывала, что когда я громко покрикивал в младенчестве, она ставила мне пластинки с песнями и музыкой, и я умолкал. В любом случае музыка остается в человеке и влияет на его кругозор, вкус, развитие.
- Каково это – руководить оркестром?
- В первую очередь - нести ответственность. За весь оркестр, за его репертуар и качество, за всех артистов и за себя самого. Безусловно, очень важен психологический климат. Тем более что в составе коллектива творческие люди. Некоторые консерватории окончили. К примеру, Татьяна Заварская – лауреат международных конкурсов, училась у самого Растроповича.
Человеческое общение – тонкая вещь. Тем более если ты знаешь, что человек старается, а ему надо сказать «это не то» - и не обидеть. Кому-то можно прямо сказать, а кому-то тоньше. Все зависит от каждого. Каждый солист. В этом смысле малый состав сложен. Мы должны дышать как один…
Нас в оркестре 13, я – 14-й. Многих наших симпатичных девушек увезли в Москву, в Питер. Сначала телефончик возьмут, а потом и замуж. Молодые ребята тоже не задерживаются из-за небольшой зарплаты.
- Сколько получает начинающий музыкант?
- Ставка – 7 тысяч рублей. Конечно, филармония что-то доплачивает. Средняя по культуре зарплата – 26 тысяч рублей. Но такую получаю только один я. Зарплата у музыканта должна быть достойной. Ведь работать из-за одной любви к музыке невозможно! Было время, когда я работал в четырех-пяти местах.
Наш коллектив существует с 1978 года. Нынешнему составу – 18 лет. Однако у нашего камерного оркестра - единственного в филармонии - нет статуса особо ценного объекта. Обидно! Получается двоякое отношение. Мы работаем так же, как остальные коллективы. И публика своя есть…
- Вы ведь участвуете во всех главных событиях области?
- Да, во всех форумах и праздниках. Ездим по области. Ежегодно обновляем творческие проекты. В программе 8-10 филармонических программ. Из них 6-7 - новых. Это много! И работа огромная, ведь играть надо разное, а музыканты одни и те же. В год даем более 80 концертов.
- Решается ли для участников оркестра жилищный вопрос?
- Не решается. Трое живут в общежитии музколледжа. Одна исполнительница пользовалась субсидией на съемное жилье – по 8 тысяч рублей в месяц. Однако эта выплата положена до 35 лет. Недавно ей исполнилось 36, и теперь всю зарплату в 15 тысяч она отдает за квартиру…
- За границей на гастролях бывали?
- У меня энтузиазма для поездок за границу нет. Почему-то считается: если ты съездил за границу, то ты признанный музыкант. А если во Владимире играешь, то ты свой и никому не нужен. Я это не разделяю! На самом деле причина в другом: состав у нас немолодежный. Непросто выехать, оставив детей. У многих по двое-трое. В 2005 году втроем – пианист, виолончелист и скрипач - ездили с Московским хором по Европе: Польша, Германия, Италия, Австрия… Особенно запомнилась Швейцария, Женевское озеро. Кукольная страна. Играли в католическом соборе высоко в горах. Акустика зала потрясающая! Там любил петь Лучано Паваротти.
- Ваше хобби?
- Рыбалка летом. И на Волгу ездил, и на озера, и на Нерль, где дача. Нравится сам процесс. И жена тоже любит со мной рыбачить. Ловим лещей, карпов, карасей. Уху варим, вялим, на жареху остается. Собака раньше была, доберман. Погибла. Плакали так, что второй раз не захотели заводить…
Из досье «ВВ»
Александр Сонин родился в 1958 году в Киреевске Тульской области. Окончил Саратовскую консерваторию. 11 лет преподавал музыку во Владимирском пединституте, был доцентом кафедры музыкального искусства. С 2006 года – художественный руководитель Камерного струнного оркестра. Награжден почетными грамотами департамента культуры АВО, Министерства культуры РФ, Российского профсоюза работников культуры.

"Владимирские ведомости"
Автор: Ирина Игнатова,
Фото: Ирина Игнатова


« назад

Фотогалерея