Календарь мероприятий
«« май »»
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
«« 2024 »»

Новости


27 февраля 2024
Народный артист России, дирижер Владимир Понькин после концерта во Владимирской филармонии: "Спасибо вам большое за гостеприимство, за немного странное, но абсолютно оправданное поведение публики. Оно оправдано - зрители были в шоке!"

В рамках Всероссийских филармонических сезонов Владимир Александрович Понькин - профессор Московской консерватории им. Чайковского, в Концертном зале им. С.И.Танеева исполнил с руководимым им Нижегородским академическим симфоническом оркестром Нижегородской филармонии большую монопрограмму из музыки Петра Ильича Чайковского


О произведениях,прозвучавших в первом отделении концерта, читайте нашу публикацию здесь https://vk.com/vladfilarm?w=wall-36816907_6291.  Во втором отделении концерта зрители услышали   Симфонию № 6, си минор, соч.74 "Патетическая" - последнюю симфонию композитора (см.видеофрагменты). Именно о необычной реакции владимирцев нижегородский дирижер произнес слова, которые мы процитировали в заголовке этого материала.


Что так поразило гостя во владимирских  слушателях, он рассказал по окончании концерта. Владимир Александрович был простужен, его донимал сильный кашель, но, несмотря на это, он согласился побеседовать с музыковедом Владимирской областной филармонии Яной Тарасовой. На наш взгляд, можно только поразиться глубине его суждений о музыке и музыкантах (см. видео).


- Очень горд и рад, что удалось побывать на древней русской земле, и конечно, очень хотелось бы чтобы ваш город процветал - во всех смыслах, и в культурном тоже. И сегодняшнее исполнение Анечкой Савкиной пяти пьес Чайковского - тому доказательство, что народ очень любит прекрасное исполнение чудесной классической музыки,  - считает Владимир Понькин. - Шестая симфония.. я вам честно скажу - у меня никогда такого не было, чтобы зал замер и не аплодировал после финала. Это говорит об огромном впечатлении зрителей,конечно. Это тоже наводит на очень серьезную мысль - глубина чувств!


- А почему вы выбрали именно эту программу, эту симфонию?


-  В этом сезоне мы исполняем все симфонии Чайковского, поскольку была годовщина его дня рождения, его бессмертия. Для нас это очень важно.


Отметим, что Владимир Понькин закончил две консерватории - Горьковскую, затем Московскую, он  по музыкальной специальности изначально"народник" - баянист, и уверен, что владение народными инструментами накладывает особый отпечаток на работу симфонического дирижера.


- Это чудесный инструмент, который мне помог эмоционально очень глубоко чувствовать музыку, -говорит Владимир Понькин. - Пианисты - они не так чувствуют музыку. Тот же Владимир Иванович Федосеев - баянист (прим. ред.: с 1974 года -  художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского), Александр Лазарев -баянист (прим. ред:  выдающийся дирижер современности, работал в Большом театре, сотрудничает со многими зарубежными оркестрами) , ну, и так далее. Поэтому для нас, для "народников" это ощущение глубины чувства в музыке - оно необычайно развито, более того, я в свое время возглавлял Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, где за 4 года успел сделать очень много переложений классической музыки благодаря замечательному инструментовщику Борису Андреевичу Тарасову. Я записал Первую и Вторую симфонию, Итальянское каприччио, Третью сюиту Чайковского.


Третья сюита - вообще сказочно получилось. Там в финале соло скрипки, я попытался отдать домре, но Лукин не справился, и тогда я подумал - а что, если балалайка-прима? Вот так это писалось... "Весна священная" Игоря Стравинского даже!То есть вот это чувство пережитого в отношении к народной музыке, к народными стокам  - оно в моей работе сыграло большую роль и в какой-то степени помогло даже глубже осознать истоки классической симфонической музыки.


Сейчас мы в этом году практически все симфонии Чайковского, кроме  "Манфреда",сыграли. Все его очень важные инструментальные концерты и симфонические произведения мы взяли за основу с концептуальной технологией русского оркестра.


Очень важно в работе с оркестром к музыкантом относиться как к родным детям и воспитывать в них самые благородные человеческие чувства, потому что по моему глубокому убеждению, мне уж 72 и смело могу сказать, что за всю жизнь я вынес одно очень важное правило: плохой человек не может быть хорошим музыкантом.


 - А их видно,нехороших людей? Фильтром проходите?


- Когда"фальшивка" стоит на сцене и пытается показать, что он вот такой, что он стОит - он стОит вот! (показывает пальцами щепоть), потому что любые другие действия - подленькие. У меня были такие - взял да убежал из класса или,скажем, на конкурсе взял первую премию, после того, как окончил у меня Московскую консерваторию. Его спрашивают: "вы у кого учились?", а он отвечает: "в Московской консерватории". И всё! Потом три года спустя он пишет извинительное письмо... Я, простите, таких людей не знаю! Это всё однодневки и мелкие, они глубоко достать суть музыки не смогут никогда, это их сущность.


-  Вы долго время работали и в опере тоже. Что для вас интереснее - симфоническая музыка или работа в опере в спектакле?


-  Батюшку как-то на поминках спросили: вы что будете, вино или водку? - "И шампанское, и пиво!"  - Смеется: Для меня тоже самое!


- А джаз?


- Обожаю! У нас с директором оркестра Андреем Валентиновичем Малых в плане есть один концерт в Нижегородской филармонии, где будет замечательный джазовый музыкант,аранжировщик Маслов из Питера. Я с удовольствием с ним сыграю.  Более того, джаз-бэнд Гараняна - я с ними не раз выступал, обожаю эти телодвижения джазовые.   ...Мы с Дмитрием Бертманом в "Геликон-опера" очень любили хулиганить, мы всего за 16 репетиций сделали премьеру "Леди Макбет" Шостаковича!


- Опера не простая!


- Еще бы! Она взяла "Золотую маску"!.. Я всегда стараюсь прививать всем музыкантам, с которыми работаю,любовь, это самое-самое важное.   Ну, вы,наверно, сегодня обратили внимание, что в первой части Шестой симфонии центральная побочная тема - любовь. Она абсолютно бессмертна, ее невозможно измерить. Иногда в шутку говоришь: "Любовь - это активизация 33 химических элементов организме человека!" Вот это смешно. А то, что необъяснимо, то,на что способен человек именно в этом состоянии любовного опьянения - это на сцене постоянно происходит, и, если ты фальшивый, то ты этого не достигнешь.Понимаете? Поэтому я и говорю, что плохие люди не должны заниматься музыкой.


- Спасибо вам! Хотела бы я быть вашей студенткой, очень интересно.


- Смотря где: Московская консерватория,Российский государственный университет имени Косыгина, Нижегородская консерватория...Спасибо вам большое за гостеприимство, за немного странное, но абсолютно оправданное поведение публики. Оно оправдано - зрители были в шоке!


- Мы родина Сергея Танеева!


- В Москве есть дом,скромненький такой... Он, конечно, потрясающая величина. Сколько он доброго сделал для Петра Ильича!.. Спасибо вам, успехов и крепкого здоровья! 


Видео см. здесь https://vk.com/vladfilarm?w=wall-36816907_6292


посмотреть увеличенное изображение


посмотреть увеличенное изображение



« назад

Фотогалерея