Во Владимирской областной филармонии подходит к завершению XI Межрегиональный фестиваль классической музыки «Танеевские музыкальное собрания». Одним из его ярких и запоминающихся событий стало выступление в Концертном зале им. С.И.Танеева фортепианного дуэта Алексея Мельникова и Арсения Тарасевича-Николаева.
Они играли на двух роялях Steinway,имеющихся во Владимирской областной филармонии – рояле XX века и рояле XXI века.В музыкальном мире Steinway давно признан «королём роялей».
Оба гостя филармонии – известные и титулованные исполнители. Алексей Мельников –один из ярчайших представителей поколения молодых российских пианистов, чья карьера получает новый виток после того, как в 2019 году Алексей становится лауреатом III Премии Международного Конкурса им. П. И. Чайковского. АрсенийТарасевич-Николаев еще во время обучения в ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского стал победителем пяти международных юношеских конкурсов, в том числе конкурса «Новые имена». В 2017 был удостоен престижной̆ международной̆ премии Академии Киджана (Сиена, Италия) как один из самых многообещающих молодых музыкантов в мире.
В мировой музыке репертуар для двух фортепиано не так обширен. Для выступления во Владимире Алексей Мельников и Арсений Тарасевич-Николаев выбрали серьезные и глубокие произведения зарубежных и российских классиков XIX и XX столетий: на концерте они исполнили Сонату для двух фортепиано И.Брамса, Сюиту из балета «Золушка» С. Прокофьева,Хореографическую поэму «Вальс» М.Равеля.
Блестящая игра пианистов покорила владимирскую публику и без произведения «на бис», которым музыканты поблагодарили зрителей за горячие аплодисменты, концерт, конечно,завершиться не мог. В завершение своего выступления Алексей Мельников и Арсений Тарасевич-Николаев исполнили Ямайскую румбу А.Бенджамина.
До начала концерта его ведущая, музыковед Владимирской филармонии Яна Тарасова успела пообщаться с гостями и расспросить об истории создания их дуэта (см.видео). Предлагаем наши читателям запись беседы:
Яна Тарасова: Здравствуйте, Алексей, здравствуйте, Арсений! Очень приятно видетьвас здесь. Скажу честно, что мы очень вас ждали, потому что каждый из вас - это уже радость, и вы звезды каждый. А когда сразу две звезды в русской фортепианной школе у нас на Танеевском фестивале, это здорово! Мой вопрос к вам таков. Как появился ваш фортепианный дуэт? Потому что каждый из вас может играть отдельно.И, собственно, мы уже вас знаем. Арсений у нас был как звезда 21 века,наверное, в доковидные времена…
Арсений Тарасевич-Николаев: А потом еще на фестивале Бориса Андрианова.
Я.Т.:Вот... Алексей был в прошлом году, 150-летие Рахманинова, и каждый из вас играл с оркестром. Сегодня вы вдвоем, и вы везете вот этот фортепианный дуэт ваш.Когда он появился? Это влияние или заслуга, или... то, что вы одной крови в классе Сергея Леонидовича Доренского, или это как-то родилось само собой, жизнь заставила?
Алексей Мельников: Хотелось бы какую-то историю такую...интересную, но Доренский вообще ни при чём.
А.Т.-Н.: Доренский ни при чём точно.
А.М.:Мы оба его, конечно, любим, наверно какие-то черты школы в себе несём, но..(обращается к Арсению – ред.) как у нас зародился дуэт?
А.Т.-Н.:Мне кажется, что это дитя ковида на самом деле в большей степени.
А.М.:А мы разве до этого не играли?
А.Т.-Н.:До этого играли буквально, может быть, один или два раза. А в ковид, я бы сказал, что вот был такой более-менее...
Я.Т.: Все музыканты по домам сидели.
А.Т.-Н.:Для меня, может быть, Алексей не согласится, это был, можно сказать, поворотный момент, когда я понял, что, помимо всего прочего, может состояться как дуэт,потому что, с моей точки зрения, фортепианный дуэт - это вообще, может быть,один из самых сложных ансамблей и сложнее всего именно подобрать партнёра, с которым у вас одинаковое чувство времени, это редкая удача. И, мне кажется, что вот в ковид были такие концерты, которые организовывала Филармония, назывались…
А.М.: «Мой карантин»?
А.Т.-Н.:Даже не «Мой карантин», а вот эти концерты, которые без публики снимались в Концертном зале им. П.Чайковского, а потом транслировались и, по-моему, до сих пор транслируются.
А.М.:И на Ютубе есть записи этих концертов.
А.Т.-Н.:Мы тогда сыграли Первую сюиту С.Рахманинова и его Симфонические танцы. Вот это записали, и у нас было время, так как это был ковид, порепетировать. В общем, с тех пор я понял, что для меня лично это очень большая радость каждый раз, когда есть возможность с Алексеем играть.
А.М.:Как-то само собой, на самом деле…
А.Т.-Н.:Я не могу сказать, что это была мысль «а давай-ка образуем фортепианный дуэт» и назовем его «имени Доренского».
А.М.: А, кстати, нет дуэтов имени чего-то.Есть трио всякие с названием, квартеты...
Я.Т.:Пора, да?
А.Т.-Н.:Нет, не надо, мне кажется, это вычурно.
Я.Т.:Ну, то есть это у вас такое спонтанное? Или это у вас...
А.М.:Мы просто уже дружили на тот момент.
Я.Т.:А вы ещё и друзья, а не только творческие партнёры и вам легко просто? Вы можете спорить, кто не согласен отрактовках…Или у вас нет несогласия?
А.М.: Не приходится особо разговаривать, не то,что у нас совещания проходят..
А.Т.-Н.:Я бы сказал, что до рукоприкладства пока не доходило (говорит с юмором – ред.).
Я.Т.:Прекрасно. Ребята, вы приехали к нам на Танеевский фестиваль, наверное, думали о том, какую программу привезти в такой зал. Вы же везете и русскую, и зарубежную классику. Танеев был прекрасный пианист, да?
А.М.:Да, и двухрояльные обработки у него, кстати, есть..
А.Т.-Н.:..которые мы еще не играли.
А.М.: Было бы, кстати, очень уместно. На самом деле, это программа родилась в совместном творчестве с Владимирской филармонией, с Московской Филармонией, то есть какие-то идеи мы предлагали, что-то просили они. Сама программа не то,чтобы как-то привязана к Танееву, но можно. Большинство наших композиторов, так или иначе, связаны с Танеевым. Тот же Прокофьев, например. Танеев, в своём роде,дал ему дорогу в жизнь, порекомендовал его, когда он был начинающим композитором. Вообще его влияние сложно переоценить.
Я.Т.:Конечно, как теоретика, все мы на его трудах учимся.
А.М.:Контрапункт, полифония…
А.Т.-Н.:Базис!
Я.Т.:Зарубежная сегодня будет музыка звучать, да?
А.Т.-Н.:В этом сезоне мы только буквально один раз, получается, сыграли сонату Брамса.которая является авторским переложением его квинтета. И можно сказать, что это очень интересный пример, когда музыка, которая в моих ушах…, я честно скажу, я с сонатой был знаком намного хуже, а квинтеты я до этого один раз играл и много раз, конечно же, слышал, и мне в первый раз, когда возникла идея, что вот именно соната Брамса, и когда я узнал, что это переложение квинтета, мне казалось, не сомнительно ли это, потому что были какие-то вещи, которые в моих ушах уже чисто были заточены именно под струнные. Но я должен сказать, что после того, как мы начали репетировать, я понял, что это немножко по-другому. …В каких-то моментах и темпы меняются, немножко меняются акценты музыкальные, но в целом это ничуть не менее великое произведение и музыка роскошная, будь-то для двух роялей, для квинтета.
Я.Т.:Есть что поиграть и там, и там. А вообще с репертуаром сложно? Для двух фортепиано уже готовые произведения есть?
А.М.:Сложно, его мало. Это вот такой камень преткновения, потому что не так много хорошей музыки, как, например, для трио, но мы пока ещё даже близко всё не переиграли.
А.Т.-Н.:Да, мне кажется сложно именно с музыкой, которая была бы по-настоящему серьёзной, глубокой. Вот Соната Брамса - это как пример такой музыки.
А.М.:Две сюиты Рахманинова…
А.Т.-Н.:… потому что очень часто есть много репертуара такого, я бы сказал, более развлекательного, что ли. Такой вот цирк несколько, чтобы развлечь публику. Это всегда такой «вау-эффект», когда выкатывают два рояля и есть два пианиста, а тут еще что-нибудь сыграешь такое, чтобы люди встали, но...
А.М.:Переложений очень много. Любая симфония,практически, существует в двух рояльном виде, но...
А.Т.-Н.:Часто это тот случай, когда для меня это проигрывает. Просто сильно проигрывает.Я не очень понимаю, зачем играть симфонию Бетховена в переложении для двух роялей,когда мы можем спокойно пойти послушать его. Есть листовские переложения, как для двух роялей, так и для одного рояля всех симфоний Бетховена. И сейчас модно становится, по крайней мере, я слушаю, что люди это играют, но с моей точки зрения цель была у этого одна: это не для исполнения в концертном зале, а для того, чтобы люди могли послушать музыку…
А.М.:Для квартирника!
А.Т.-Н.:,у которой записи нету. Концерт симфонического хорошего оркестра не в каждом городе бывает, а два рояля найти легче, и чтобы люди могли, что называется,вплотную соприкоснуться с музыкой и поставить грампластинку.
А.М.:Собственно, культура двухрояльной и четырехрояльной игры во многом с этим связана. Это как бы заменяло людям граммофон. Можно было сесть дома и поиграть что-то, гости могли послушать.
Я.Т.:То есть вы пока еще в начале пути освоения такого репертуара для...
А.М.Да нет, на самом деле, вот самые такие монументальные вещи мы почти все уже сыграли.
А.Т.-Н.:Ну да, получается, что их не так много.
А.М.:Именно из оригинального репертуара для двух роялей мы сыграли почти, ну больше половины…А дальше есть бесчисленное количество переложений.
А.Т.-Н.:Да, какие-то более удачные или менее, но это поиск - нужно действительно копаться и смотреть, что более удачно, что менее удачно, и что стоит того,чтобы это действительно играть в версии для двух роялей.
Я.Т.:Спасибо вам за то, что вы привезли это во Владимир, потому что нам очень интересно.
А.М.:Вам спасибо, что вы нас позвали.
А.Т.-Н.:Вот то, что мы сегодня будем играть, это, я гарантирую, то, что стоит того, чтобы сыграть на двух роялях, это действительно очень здорово звучит.
Я.Т.:Спасибо!
Фото:Владимир Федин
Полную запись трансляции концерта можно просмотреть здесь https://vk.com/vladfilarm?z=video-36816907_456241397%2F50c450e15faffafa62%2Fpl_wall_-36816907
« назад