23 января 2015
Лукас Генюшас: «У нас лучшая в мире система музыкального образования»
Молодой, но уже прославленный пианист открыл во Владимирской филармонии абонемент «Золотая коллекция. Звезды 21 века». Концерты столичных солистов в регионах проводятся при поддержке Минкульта, в рамках федеральной программы «Звезды 21 века». Блестящее выступление Лукаса во Владимире стало отличным завершением Года культуры.
Особого волнения у юного дарования из известной музыкальной семьи заметно не было. Лукас приезжал накануне концерта, чтобы прорепетировать, прочувствовать атмосферу, акустику. После чего пригласил нас в гримерную, чтобы рассказать о себе, о кумирах и лучшей в мире системе начального музыкального образования.
- Лукас, я заметила, что вместо нот на репетиции вы использовали смартфон. Гаджеты добрались и до мира классической музыки?
- Я не единственный. Многие музыканты используют планшеты. Если ты много путешествуешь, играешь разный репертуар, ты не должен таскать за собой чемодан с нотами. Многие оркестры, в частности в Японии, пользуются смартфонами. И тебе не нужен помощник, чтобы переворачивать ноты. Это удобно. Встречаются порой не очень профессиональные люди, которые не могут уследить за текстом.
- Вы предпочитаете солировать на сцене?
- Это эстетически смотрится лучше, когда ты один сидишь на сцене. Без ассистентов. А вообще это всегда живой процесс. Даже если с оркестром выступаешь и он тебе аккомпанирует, ты все равно остаешься на первых ролях. Но в камерной музыке все иначе. А я очень люблю именно камерную музыку. У нас сложился прекрасный дуэт с молодым скрипачом Айленом Притчиным. Он наполовину вьетнамец. Родился, правда, в Петербурге и всю жизнь там прожил. Он замечательный музыкант. Мы играли дуэтом в Кургане, Тюмени, кстати, тоже в рамках программы «Звезды 21 века».
- Вы еще достаточно молоды, несмотря на награды и регалии. Есть ли у вас кумиры?
- Я обожаю Святослава Рихтера, моего музыкального дедушку Генриха Нейгауза. Я люблю и творчество современных пианистов. Борис Березовский мне нравится, очень самобытный музыкант.
- А как же Денис Мацуев?
- Я уважаю его как талантливого музыканта, яркого представителя музыкальной элиты. Но более всего - за его общественные и культурные инициативы. Он добился фантастических результатов, используя свое имя во благо искусства и культуры. Регалии не всегда красят людей культуры. Но он делает многое для других.
- Стоит ли ждать от вас подобных инициатив в будущем?
- Для этого нужно обладать большой душевной широтой. Я приезжаю в дальние регионы и вижу там «следы» Мацуева. Например, инструменты дорогостоящие, которые держат в металлической клетке. Он все делает на благо родной страны, ее будущего. Он настоящий патриот.
- А вас нередко называют музыкантом с двойным гражданством, литовским аристократом.
- Да, у меня есть корни литовские. Но я москвич. Вырос и учился здесь и никуда не собираюсь уезжать. Тем более в России лучшая система музыкального образования в мире. Нигде нет детских школ, начального музыкального образования. Кстати, сейчас эту систему хотят разрушить. И Мацуев активно борется против этого. Он пытается защищать начальное музыкальное образование. Это воспитывает не только музыкальных профессионалов, но и просто культурных людей. Все основное закладывается в 5-7 лет. И Мацуев бьется за сохранение детских школ. Спасибо ему огромное за это.
- Значит, уезжать вы не собираетесь. И русский зритель вам больше по душе?
- Публика, на мой взгляд, чаще всего дама неразборчивая. Повесите афишу «Звезды 21 века», народ придет и будет аплодировать. Другой вопрос, что русские люди обладают невероятной чуткостью. И во многом для нашего зрителя каждый концерт классической музыки - это событие.
- Бывали в вашей практике холодные приемы?
- Да, и это было как раз в Риге. Пышный концерт, известный в мире оркестр играл на сцене, но прием был холодный. А когда мы играли в Кургане дуэтом с Айленом, то прием был очень теплый, а в зале стояла такая потрясающая тишина! Тишина ведь тоже бывает разная.
- Значит, программа «Звезды 21 века» с успехом проходит в регионах России?
- Я уже был в Петербурге, Омске, Кургане, Кемерове, Красноярске, Рязани. Программа очень хорошая, это продвижение талантливой молодежи по стране. Система филармонической связи между столицей и регионами должна налаживаться. Моя бабушка Вера Горностаева ездила по всему Союзу. Я всегда вспоминаю ее, многие рассказывают, как она давала мастер-классы, читала лекции, и мы сейчас возрождаем эти традиции. Программу нужно расширять. Надеюсь, кризис никак не повлияет на ее реализацию в 2015 году.
Особого волнения у юного дарования из известной музыкальной семьи заметно не было. Лукас приезжал накануне концерта, чтобы прорепетировать, прочувствовать атмосферу, акустику. После чего пригласил нас в гримерную, чтобы рассказать о себе, о кумирах и лучшей в мире системе начального музыкального образования.
- Лукас, я заметила, что вместо нот на репетиции вы использовали смартфон. Гаджеты добрались и до мира классической музыки?
- Я не единственный. Многие музыканты используют планшеты. Если ты много путешествуешь, играешь разный репертуар, ты не должен таскать за собой чемодан с нотами. Многие оркестры, в частности в Японии, пользуются смартфонами. И тебе не нужен помощник, чтобы переворачивать ноты. Это удобно. Встречаются порой не очень профессиональные люди, которые не могут уследить за текстом.
- Вы предпочитаете солировать на сцене?
- Это эстетически смотрится лучше, когда ты один сидишь на сцене. Без ассистентов. А вообще это всегда живой процесс. Даже если с оркестром выступаешь и он тебе аккомпанирует, ты все равно остаешься на первых ролях. Но в камерной музыке все иначе. А я очень люблю именно камерную музыку. У нас сложился прекрасный дуэт с молодым скрипачом Айленом Притчиным. Он наполовину вьетнамец. Родился, правда, в Петербурге и всю жизнь там прожил. Он замечательный музыкант. Мы играли дуэтом в Кургане, Тюмени, кстати, тоже в рамках программы «Звезды 21 века».
- Вы еще достаточно молоды, несмотря на награды и регалии. Есть ли у вас кумиры?
- Я обожаю Святослава Рихтера, моего музыкального дедушку Генриха Нейгауза. Я люблю и творчество современных пианистов. Борис Березовский мне нравится, очень самобытный музыкант.
- А как же Денис Мацуев?
- Я уважаю его как талантливого музыканта, яркого представителя музыкальной элиты. Но более всего - за его общественные и культурные инициативы. Он добился фантастических результатов, используя свое имя во благо искусства и культуры. Регалии не всегда красят людей культуры. Но он делает многое для других.
- Стоит ли ждать от вас подобных инициатив в будущем?
- Для этого нужно обладать большой душевной широтой. Я приезжаю в дальние регионы и вижу там «следы» Мацуева. Например, инструменты дорогостоящие, которые держат в металлической клетке. Он все делает на благо родной страны, ее будущего. Он настоящий патриот.
- А вас нередко называют музыкантом с двойным гражданством, литовским аристократом.
- Да, у меня есть корни литовские. Но я москвич. Вырос и учился здесь и никуда не собираюсь уезжать. Тем более в России лучшая система музыкального образования в мире. Нигде нет детских школ, начального музыкального образования. Кстати, сейчас эту систему хотят разрушить. И Мацуев активно борется против этого. Он пытается защищать начальное музыкальное образование. Это воспитывает не только музыкальных профессионалов, но и просто культурных людей. Все основное закладывается в 5-7 лет. И Мацуев бьется за сохранение детских школ. Спасибо ему огромное за это.
- Значит, уезжать вы не собираетесь. И русский зритель вам больше по душе?
- Публика, на мой взгляд, чаще всего дама неразборчивая. Повесите афишу «Звезды 21 века», народ придет и будет аплодировать. Другой вопрос, что русские люди обладают невероятной чуткостью. И во многом для нашего зрителя каждый концерт классической музыки - это событие.
- Бывали в вашей практике холодные приемы?
- Да, и это было как раз в Риге. Пышный концерт, известный в мире оркестр играл на сцене, но прием был холодный. А когда мы играли в Кургане дуэтом с Айленом, то прием был очень теплый, а в зале стояла такая потрясающая тишина! Тишина ведь тоже бывает разная.
- Значит, программа «Звезды 21 века» с успехом проходит в регионах России?
- Я уже был в Петербурге, Омске, Кургане, Кемерове, Красноярске, Рязани. Программа очень хорошая, это продвижение талантливой молодежи по стране. Система филармонической связи между столицей и регионами должна налаживаться. Моя бабушка Вера Горностаева ездила по всему Союзу. Я всегда вспоминаю ее, многие рассказывают, как она давала мастер-классы, читала лекции, и мы сейчас возрождаем эти традиции. Программу нужно расширять. Надеюсь, кризис никак не повлияет на ее реализацию в 2015 году.
Досье «ВВ»
Лукас Генюшас родился в 1990 году в семье музыкантов. Играть на фортепиано начал в 5 лет. В 2004 г. окончил ДМШ при Московском государственном училище музыкального исполнительства имени Ф.Шопена и стал стипендиатом Благотворительного фонда Мстислава Ростроповича. В настоящее время ‑ студент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс профессора В.Горностаевой).
В 2008 году Лукас Генюшас стал победителем и золотым медалистом Седьмых молодежных Дельфийских игр России, а также получил вторую премию на III Международном конкурсе пианистов в Сан-Марино. В 2009 г. выиграл конкурс Musica della Val Tidone в Италии, а в 2010-м ‑ Международный конкурс имени Джины Бахауер в США. Самым значительным достижением для Лукаса стала вторая премия на XVI Международном конкурсе имени Ф.Шопена в Варшаве.
Лукас Генюшас родился в 1990 году в семье музыкантов. Играть на фортепиано начал в 5 лет. В 2004 г. окончил ДМШ при Московском государственном училище музыкального исполнительства имени Ф.Шопена и стал стипендиатом Благотворительного фонда Мстислава Ростроповича. В настоящее время ‑ студент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс профессора В.Горностаевой).
В 2008 году Лукас Генюшас стал победителем и золотым медалистом Седьмых молодежных Дельфийских игр России, а также получил вторую премию на III Международном конкурсе пианистов в Сан-Марино. В 2009 г. выиграл конкурс Musica della Val Tidone в Италии, а в 2010-м ‑ Международный конкурс имени Джины Бахауер в США. Самым значительным достижением для Лукаса стала вторая премия на XVI Международном конкурсе имени Ф.Шопена в Варшаве.
Автор: Юлия Зарипова , "Владимирские ведомости"
Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
« назад