Гитарист Дмитрий Илларионов в свои 33 года известен во всем мире. О нем с восхищением отзываются слушатели и критики. Свойственные ему артистизм, энергетика и эмоциональность помогают извлекать из гитары потрясающие звуки. Во Владимирской филармонии Дмитрий выступал впервые. Уже на следующий день ему предстоял концерт в зале им. Чайковского, а через несколько дней ‑ в Германии.
- Кто привел вас в мир музыки?
- Увлечение музыкой пришло само собой. Профессиональных музыкантов в семье не было. Родители сначала отдали брата учиться играть на кларнете. Я был на 2,5 года младше, но мечтал играть на гитаре. Когда меня привели в музыкальную школу, преподаватели предложили сначала играть на скрипке - на гитаре было рановато. Но это было совершенно неправильно. Знаю педагогов, которые разрабатывают методики обучения на гитаре с дошкольного возраста. Меня взял к себе педагог для частных занятий. Я занимался усердно и вдохновенно. Почему я выбрал гитару? Видимо, привлекал романтический образ самого инструмента. Через год уже пошел в музыкальную школу. Пять лет отучился - в Кишиневе и в Москве. В Академию музыки им. Гнесиных поступил без дополнительных экзаменов - после училища у меня был диплом с отличием. Сдал выпускные экзамены - специальность и дирижирование - на десять баллов и прошел вне конкурса. Потом были аспирантура, учеба в высшей школе музыки в Германии.
- Во время вашего концерта удивительно звучат произведения Баха, исполненные на гитаре...
- Мне очень приятно это слышать. Я долго к этому стремился. Были сомнения, казалось, что у меня не получается. Переложение для гитары музыки Баха для меня - посвящение памяти моего учителя Александра Фраучи.
- Вы выиграли престижные конкурсы гитаристов в Польше, Италии, Испании, Америке, Израиле, Бельгии. И каково это ‑ все время побеждать?
- Я к этому привык. Но было и такое, когда давали второе место, члены жюри спорили и ругались по этому поводу, а для меня это был проигрыш. На гребне известности и побед сложно проигрывать. Но это хорошая школа, потому что гордыня ‑ это самое ужасное, что может быть в человеке. Но родные и близкие не дают заболеть звездной болезнью. Да и я сам по складу характера «незвездный» человек.
- В каких странах публика встречает лучше?
- Больше всего мне нравится публика в России и Латинской Америке. В 19 лет я выиграл серьезный конкурс в Польше, завоевал первый престижный Гран-при. Во время концерта меня услышали гитарист-немец и композитор-серб, который сейчас живет в Женеве. Оба очень сильно повлияли на мою карьеру. Познакомили меня с канадским продюсером и издателем Полом Герритсом. Так что серьезные концерты я играл сначала на Западе, а уже потом в России. На родине сильно поддерживали и подталкивали к концертной деятельности педагоги Александр Фраучи и Наталья Дмитриева. А благодаря знакомству с виолончелистом Борисом Андреевым и пианистом Денисом Мацуевым я начал играть на тех же сценах, что и они.
- Помогает ли вам «звездный» ген, который вам приписывают? Соглашаетесь, что успех ‑ это 10 процентов таланта и 90 процентов труда?
- Насчет процентов ‑ точно. Но не мне судить, насколько я талантлив. Мне все всегда давалось легко. Я быстро выучился. Освоил джаз ‑ то, что рождается прямо сейчас, является творчеством-импровизацией, которое мне очень близко. Если вы послушаете записи моих произведений на разных концертах, то никогда не услышите одинакового исполнения одного и того же произведения. Каждый раз импровизация. Я никогда не играю одинаково.
Есть замечательные музыканты, которые учат одно произведение по полгода и никогда заранее не выходят его играть. Я тоже очень много работаю, но в результате успеваю сделать намного больше, чем они. В апреле прошлого года, например, за 16 дней я сыграл 15 концертов и семь разных программ. Выступал сольно, с оркестрами, с виолончелью, с баянистом Айдаром Гайнуллиным, пианистом Денисом Мацуевым. Каждый день играл много совершенно разной музыки. Готовился к этому заранее. И был по-настоящему счастлив!
- Вы много отдаете музыке. Хватает ли времени на что-то другое?
- Важно во всем соблюсти меру. Отдыхаю по-разному. Например, сочиняю музыку. Люблю активный отдых. Увлечение такое же, как и у моего друга Дениса Мацуева, - футбол. Мечтаю освоить горные лыжи, поучаствовать в рафтингах. Не гнушаюсь и просто полежать на солнце, расслабиться, правда, редко получается. Люблю философствовать, общаться с друзьями. Сказывается, наверное, что мой папа ‑ доктор философских наук, а мама ‑ кандидат.
- Вы первый гитарист, который сыграл с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева…
- У меня есть целая программа, рассчитанная на выступление с оркестром. Игра с оркестром повышает реноме гитары. Мне до сих пор приходится доказывать, что гитара серьезный инструмент. Раньше выслушивал нападки некоторых музыкантов по этому поводу.
- Какой случай запомнился вам во время гастролей?
- Выступал в Японии. После концерта решил найти японского мастера Масайя Нобе, который делал мою гитару. Мне ее в качестве приза подарили за Гран-при на конкурсе в Польше. Она тогда сразу упала и расклеилась. Я пошел в какой-то японский музыкальный магазин, открыл справочник с огромными желтыми страницами, чудом нашел фамилию мастера. Позвонил, сказал, кто я такой. Мне на ломаном английском ответили. Я сообщил, что хочу к ним приехать. Меня встретили, я показал мастеру заклеенную трещину. Ему все понравилось, сказал: ничего больше делать не надо. Но после того как он ее потрогал (а у меня был концерт в зале «Осака симфония холл»), гитара зазвучала иначе. Ее было слышно без всякой подзвучки. Представьте: двухтысячный зал громко хлопает и вдруг… одновременно аплодисменты прекращаются. Как они это делают ‑ все разом ‑ для меня загадка. Наверное, особенности японского менталитета.
- Каковы ваши музыкальные предпочтения?
- Очень много разной музыки слушаю. Люблю классику, рок, хорошую эстрадную популярную музыку. Я даже пробовал себя в электронной музыке, играл с диджеями, чего только я не делал! Сейчас близок джаз. Хочу сыграть с цыганами цыганский джаз, джипси. Хочется сделать синтез с классической гитарой. Хочу сыграть с трио Розенберга. Сделать несколько новых проектов. Некий синтез ‑ соединить классическую гитару с чем-то другим. Я не первый, кто этим занимается. Был японец Казухито Ямашита, который сыграл с Ларри Коллиером, ведущим джазовым гитаристом. Хочу делать необычные проекты.
- Традиционный вопрос - понравился ли вам наш Владимир?
- Еще в детстве с родителями проехали все «Золотое кольцо», у меня осталось неизгладимое впечатление. И каждый раз, когда приезжаю во Владимир, любуюсь этим древним городом. Пейзажами, соборами. Да и публика встречает очень тепло. Надеюсь, что и в следующий раз мне удастся порадовать владимирцев чем-то новым.
Автор: Ирина ИГНАТОВА, "Владимирские ведомости"
« назад