11 ноября 2011
ВИОЛЕТТЕ С МОНМАРТРА ВЕРНУЛИ МОЛОДОСТЬ
Спектакль «Фиалка Монмартра» был недавно представлен владимирским зрителям. Классическая оперетта Имре Кальмана была сыграна легко и весело, молодые исполнители порадовали прекрасными вокальными данными и хорошим чувством юмора. А наша публика, привыкшая к тому, что столичные гастролеры привозят во Владимир малолюдные антрепризные постановки, в кои-то веки увидела полноценный музыкальный спектакль с поющей и пляшущей массовкой, которой было даже тесновато на сцене Танеевского зала.
Интересно, что сама Жанна Григорьевна, отвечая на вопрос, чем ее привлекла именно «Фиалка», призналась: «Академическая оперетта мне не очень близка. Я считаю, там чересчур много неправды - в отношениях между героями, в понимании образов…». С другой стороны - тема творческой богемы актуальна всегда. Не случайно же написанные еще в середине XIX века французом Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» привлекли сначала итальянца Джакомо Пуччини, написавшего на их основе в 1896 году трагическую оперу «Богема». А через три десятка лет венгр Имре Кальман позаимствовал у Мюрже персонажей для своей веселой «Фиалки Монмартра». Благородные идеи этой оперетты, состоящие в том, что к славе нужно идти, опираясь только на свой талант, а не на богатых покровителей, что главные ценности этой жизни - любовь и дружба, что с деньгами надо расставаться легко и без сожаления - позволяют «Фиалке» оставаться злободневной во все времена. Правда, для того, чтобы вернуть героям и ситуациям первозданную свежесть, Жанне Тертерян пришлось немало потрудиться. Ведь оригинальное либретто, написанное для самого Имре Кальмана, многократно подвергалось переделкам, актеры, считавшие себя великими комиками, приспосабливали текст для собственных нужд, «обогащая» его скабрезными шутками, и кривлялись на сцене кто во что горазд. А лирических героев чаще всего изображали актеры, значительно превосходящие их возрастом и игравшие, что называется, по раз и навсегда установленному шаблону.
В театре на Басманной «Фиалка Монмартра» поставлена по сценарию Жанны Тертерян, которая освободила текст от мусора, оставив в нем самое главное, во многом опираясь на первоисточник, - записки Анри Мюрже. И хотя спектаклю уже больше десяти лет, он не утратил свежести, потому что в нем всегда играют молодые актеры. «Молодые не только возрастом, но и душой, - подчеркивает режиссер-постановщик. - Играют практически самих себя в предлагаемых обстоятельствах».
Обстоятельства эти, я думаю, хорошо известны большинству наших читателей. Художник Рауль (Сергей Борзов), композитор Марсель (Виктор Леонтьев) и поэт Анри (Александр Кольцов) снимают квартирку на Монмартре и мечтают о славе. Рауль пишет портрет своей возлюбленной Нинон (Елена Калашникова), а Марсель и Анри сочиняют оперетту «Карамболина». Нинон, устав от безденежья, уходит к министру изящных искусств (Павел Бадрах). Между тем в жизнь героев вторгается уличная цветочница Виолетта, наделенная прекрасным голосом. Главную роль в оперетте, принятой к постановке, должна играть Нинон, но обстоятельства складываются так, что в день премьеры ее заменяет Виолетта. Министра увольняют с должности, Нинон - из театра, но она быстро утешается с новым министром. А Виолетта становится звездой театра и получает в награду любовь Рауля. Кроме молодых героев спектакль украшают традиционные комические персонажи - рассыльный дядюшка Франсуа (засл. арт. России Вячеслав Ткачук), консьержка мадам Арно (Ирина Баженова) и другие. В общем, столичные артисты подарили владимирцам три часа настоящего праздника, за который им огромное спасибо. А на следующий день театр «На Басманной» порадовал маленьких зрителей, представив им музыкальную сказку «Спящая красавица» по произведениям П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского.
Интересно, что сама Жанна Григорьевна, отвечая на вопрос, чем ее привлекла именно «Фиалка», призналась: «Академическая оперетта мне не очень близка. Я считаю, там чересчур много неправды - в отношениях между героями, в понимании образов…». С другой стороны - тема творческой богемы актуальна всегда. Не случайно же написанные еще в середине XIX века французом Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» привлекли сначала итальянца Джакомо Пуччини, написавшего на их основе в 1896 году трагическую оперу «Богема». А через три десятка лет венгр Имре Кальман позаимствовал у Мюрже персонажей для своей веселой «Фиалки Монмартра». Благородные идеи этой оперетты, состоящие в том, что к славе нужно идти, опираясь только на свой талант, а не на богатых покровителей, что главные ценности этой жизни - любовь и дружба, что с деньгами надо расставаться легко и без сожаления - позволяют «Фиалке» оставаться злободневной во все времена. Правда, для того, чтобы вернуть героям и ситуациям первозданную свежесть, Жанне Тертерян пришлось немало потрудиться. Ведь оригинальное либретто, написанное для самого Имре Кальмана, многократно подвергалось переделкам, актеры, считавшие себя великими комиками, приспосабливали текст для собственных нужд, «обогащая» его скабрезными шутками, и кривлялись на сцене кто во что горазд. А лирических героев чаще всего изображали актеры, значительно превосходящие их возрастом и игравшие, что называется, по раз и навсегда установленному шаблону.
В театре на Басманной «Фиалка Монмартра» поставлена по сценарию Жанны Тертерян, которая освободила текст от мусора, оставив в нем самое главное, во многом опираясь на первоисточник, - записки Анри Мюрже. И хотя спектаклю уже больше десяти лет, он не утратил свежести, потому что в нем всегда играют молодые актеры. «Молодые не только возрастом, но и душой, - подчеркивает режиссер-постановщик. - Играют практически самих себя в предлагаемых обстоятельствах».
Обстоятельства эти, я думаю, хорошо известны большинству наших читателей. Художник Рауль (Сергей Борзов), композитор Марсель (Виктор Леонтьев) и поэт Анри (Александр Кольцов) снимают квартирку на Монмартре и мечтают о славе. Рауль пишет портрет своей возлюбленной Нинон (Елена Калашникова), а Марсель и Анри сочиняют оперетту «Карамболина». Нинон, устав от безденежья, уходит к министру изящных искусств (Павел Бадрах). Между тем в жизнь героев вторгается уличная цветочница Виолетта, наделенная прекрасным голосом. Главную роль в оперетте, принятой к постановке, должна играть Нинон, но обстоятельства складываются так, что в день премьеры ее заменяет Виолетта. Министра увольняют с должности, Нинон - из театра, но она быстро утешается с новым министром. А Виолетта становится звездой театра и получает в награду любовь Рауля. Кроме молодых героев спектакль украшают традиционные комические персонажи - рассыльный дядюшка Франсуа (засл. арт. России Вячеслав Ткачук), консьержка мадам Арно (Ирина Баженова) и другие. В общем, столичные артисты подарили владимирцам три часа настоящего праздника, за который им огромное спасибо. А на следующий день театр «На Басманной» порадовал маленьких зрителей, представив им музыкальную сказку «Спящая красавица» по произведениям П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского.
Автор: Елена ЕВТУШЕНКО, "МОЛВА"
« назад